Церемония поднятия государственного флага Российской Федерации на новых краболовных судах «Капитан Фирсов» и «Капитан Сковпен» состоялась 20 июня 2025 года в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025). Об этом сообщает пресс-служба Федерального агентства по рыболовству.
Суда построены по программе инвестиционных квот, направленной на обновление российского промыслового флота. Заказчиком выступает группа компаний «Русский Краб».
Отмечается, что новые суда будут работать в Беринговом, Охотском и Японском морях. Их отличают улучшенные мореходные характеристики, ледовый класс Ice2, высокий уровень экологичности промысла, безопасности и комфорта для экипажа.
«Вновь мы убеждаемся, что механизм инвестквот работает, позволят нам шаг за шагом двигаться к достижению цели — созданию современной отраслевой инфраструктуры и мощного флота. Новые краболовы оснащены передовым оборудованием с применением инновационных решений, обеспечивают экологичность промысла и безопасность мореплавания, эффективность производства и высокое качество продукции, а также комфортные условия труда и отдыха плавсостава», — отметил Илья Шестаков.
Генеральный директор ГК «Русский Краб» Сергей Горячев в свою очередь сказал: «Современные краболовы дают нам возможность идти дальше: внедрять новые технологии, улучшать условия работы экипажей и поднимать планку качества продукции еще выше. Новый флот делает промысел не только эффективнее, но и привлекательнее для моряков».
Судно «Капитан Фирсов» (проект ССа 5712LS) построено на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (Петрозаводск). Оно предназначено для добычи и перевозки живого краба. В данном проекте заложены инновационные решения: система телеметрии для контроля параметров судна с мостика и с берега, а также двухуровневый трюм с системами автоматизации и цифрового контроля сохранения живого краба (контроль температуры, солености и содержания кислорода в воде позволяют обеспечить сохранность живого краба на уровне 98%). Это третье судно в серии, сданное компании «Русский Краб» Онежским ССЗ. Два первых судна серии приняты в эксплуатацию в 2023 и 2024 годах и успешно работают на промысле.
Судно «Капитан Сковпен» (проект Сса 5712P) построено на «Окской судоверфи» (Навашино). Это краболов-процессор с современной перерабатывающей фабрикой на борту, которая обеспечивает полный цикл от улова до производства готовой продукции. Из инноваций на судне применяется резервная система электродвижения, гарантирующая сохранение хода в море, а также автоматизация и цифровой контроль всех технологических процессов.
Как отмечают в ГК «Русский Краб», оба краболова были заказаны по итогам первой волны инвестаукционов — тогда компания заказала строительство 10 судов. К настоящему моменту 6 из них уже сданы. С учетом контрактов, заключенных по результатам второй волны аукционов (2023 и 2025 годов), общая численность флота, заказанного ГК «Русский Краб» во исполнение обязательств по программе инвестквот, составит 19 современных краболовных судов.
Суда, построенные на класс Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр), названы в честь известных дальневосточных капитанов Ильи Фирсова и Дмитрия Сковпена.
Краболовы проектов 5712LS и 5712P имеют схожие технические характеристики: общая длина — 57,7 м, ширина — 12,6 м, максимальная скорость — 12,6 узлов, автономность — 40 суток. При этом мощность главного двигателя судна «Капитан Фирсов» — 1620 кВт, судна «Капитан Сковпен» — 1600 кВт. Жилые помещения судов рассчитаны на 24 и 32 человека соответственно.
Фотографии Росрыболовства и ГК «Русский Краб»
Печатное издание