17.12.2025 13:13

Успехи и вызовы северного завоза

Автор:

 Фото с сайта Минтранса России 

Систему северного завоза необходимо развивать и совершенствовать, решая в том числе и существующие проблемы. Среди которых и изношенный флот, и слишком большие издержки во время закупочных процедур.

Ключевым элементом управления северным завозом должна стать Федеральная государственная информационная система.

В едином информационном режиме

Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Северный завоз» уже заработала в Республике Саха (Якутии). Это самый большой регион, в который осуществляется доставка грузов в рамках программы.

«Планируем, что в этом году в тестовом режиме и другие регионы смогут непосредственно ознакомиться с информационной площадкой, сформировать в ней планы работы по северному завозу на будущий год», — рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.

Федеральная государственная информационная система должна стать ключевым элементом управления северным завозом. Предполагается, что ФГИС «Северный завоз» повысит прозрачность планирования, обеспечит контроль процессов закупки и доставки грузов жизнеобеспечения, мониторинг движения грузов и недопущение сбоев в поставках.

ФГИС будет вводиться в эксплуатацию поэтапно на протяжении нескольких лет, её интегрируют с единой информационной системой в сфере закупок, государственной информационной системой электронных перевозочных документов, единой системой мониторинга перевалки грузов в морских портах, системой государственного портового контроля и рядом других цифровых платформ.

Окончание работ по созданию информационной системы «Северный завоз» запланировано на 2027 год.

Закупочные процедуры

Одной из проблем северного завоза являются слишком большие издержки во время закупочных процедур.

«Мне кажется, не совсем рационально в рамках северного завоза авиационный керосин везти в Магадан из Ярославской области. Просто потому, что закупки прошли так, отторговались через биржу, приобрели товар. <…> Это долго и дорого. Поэтому, в моем понимании, здесь не должно быть спотовых поставок. Должны быть более долгосрочные контракты, которые будут позитивно влиять на логистику, нести меньше рисков», — отметил заместитель министра транспорта России Алексей Шило в ходе «Транспортной недели» в Москве.

Он напомнил, что в рамках северного завоза часть перевозок выполняются частными компаниями, которые свои издержки закладывают в стоимость доставки товаров.

«Небольшие партии грузов при большой себестоимости, конечно, приводят к тому, что коллеги закладывают в тариф все свои издержки. А лечить это можно установлением контроля за всеми элементами транспортной цепочки. Там, где тарифы требуют регулирования, их нужно будет регулировать. Если у перевозчика будут какие-то выпадающие доходы, нужно предусматривать систему субсидирования.  Но и через повышение качества планирования, укрупнение партий, я думаю, тоже можно цены дополнительно снижать», — добавил заместитель министра.

Строительство флота

 

 

Государство должно взять под контроль строительство флота для северного завоза. С учетом того, что более 90% грузоперевозок в рамках северного завоза выполняется именно водным транспортом, от состояния флота зависит как стоимость фрахта, так и надежность поставок.

В то же время доля морских судов возрастом свыше 30 лет, задействованных в обеспечении северного завоза, к 2030 году составит 74%, а речных — 87%.

«Мы находимся в ситуации, когда флот сокращается, а стоимость доставки растет. К 2030 году кризис может по-настоящему усугубиться. <…> Мы ни в коем случае не должны допустить небезопасную эксплуатацию судов, особенно перевозящих горюче-смазочные материалы. Есть требования в отношении двойного дна и двойного борта. Флот сейчас максимально изношен. И, получается, если техрегламент выполнять полностью, то у нас северный завоз по рекам фактически встанет. А продлевать эксплуатацию таких судов в то же время небезопасно. Одно из основных наших предложений, которое мы сейчас будет вносить, — это программа строительства флота под контролем правительства», — сказал специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов.

Он также напомнил, что доставка грузов в рамках северного завоза традиционно строится на однолетних контрактах, что является серьезным ограничением для инвестиционных программ любой судоходной компании. Единый морской оператор северного завоза в лице АО «Росатом Арктика» будет уходить от этой практики. Сейчас подписывается трехлетний контракт, а дальнейшая задача — выйти на пятилетний горизонт планирования. Таким образом планируется обеспечить судоходные компании заказами, а регионам гарантировать сдерживание тарифов.

Казначейские кредиты

Для успешного выполнения северного завоза необходимо не только увеличить объемы казначейских кредитов, но и продлить сроки их погашения до трех лет. Такое мнение высказал глава Республики Саха (Якутии) Айсен Николаев, выступая на «Транспортной неделе».

«Мы завозим топливо, которое во многих населенных пунктах будет использовано в 2027-м, а то и в 2028-м году. «Омертвление» средств на три года не позволяет быстро обеспечить обороты. Я считаю, что рано или поздно вопрос по увеличению сроков по казначейским кредитам до трёх лет надо будет решать», — пояснил он.

Айсен Николаев отметил, что появление такого финансового механизма, как казначейские кредиты, стало одним из тех решений, которое помогло Якутии обеспечить в 2025 году северный завоз. «У нас были очень серьезные проблемы, связанные с отсутствием денежных средств у компаний. И эти почти 5 млрд, которые были своевременно выделены, позволили нам все, что нужно, завести».

В 2025 году на казначейские кредиты было выделено 10 млрд рублей. Позже сумма по просьбе регионов была увеличена. Основные средства распределены между тремя регионами: Республика Саха (Якутия) — 4,9 млрд рублей, Магаданская область — 3 млрд рублей, Чукотка — 1,9 млрд рублей. Также кредиты были получены Камчатским краем (400 млн рублей) и Мурманской областью (13 млн рублей). При этом в географию северного завоза в общей сложности входит 19 регионов страны.

Казначейство России проведет анализ эффективности предоставления казначейских кредитов, выданных на северный завоз. Также принято решение об увеличении суммы казначейских кредитов на 2026 год до 30 млрд рублей. Доведение этих средств до регионов начнется уже в начале следующего года. При этом распределение финансов будет осуществляться в декабре 2025-го.

Фотографии с сайтов Минтранса России и правительства Якутии

Печатное издание